Разделы

Семья

Все о детях

Кухня

Домашние хлопоты

Здоровье и красота

Творческая мастерская

Покупкин опыт

Сад-огород

Полезные ссылки

Раннее развитие по системе Монтессори

В последнее время методика раннего развития детей, разработанная Марией Монтессори, стала очень популярной. Повсеместно открываются сады и школы с использованием этого метода. В магазинах продаются игрушки, сделанные в соответствии с требованиям к развивающим игрушкам по Монтессори. В этом году исполнилось 100 лет с момента образования первой Монтессори-школы. Что же за феномен – методика Марии Монтессори? В данной статье рассмотрены основные понятия методики, потому что в формате статьи сделать полный анализ довольно сложно. Заинтересовавшиеся же в последствие могут самостоятельно найти дополнительные материалы.

Мария Монтессори родилась в 1870 году в семье крупного итальянского чиновника. Ее мать происходила из богатого аристократического рода Стоппани. Высокое происхождение раскрывало перед ней многие двери. Она стала первой итальянкой новейшего времени, которая была принята в Римский университет и закончила его с дипломом врача. Монтессори получила место в психиатрической клинике при университете, в которой содержались так называемые умственно отсталые дети. Сегодня про таких детей сказали бы, что у них задержка психического развития, и постарались бы скорректировать их состояние, но в те времена их держали на положении умалишенных. Монтессори глубоко тронул вид детей, которые после приема пищи ползали по полу, собирали оставшиеся хлебные крошки и лепили из них шарики, которые и были их единственными игрушками. Наблюдая за этими детьми она поняла, что состояние юных обитателей клиники обусловлено не какими-то врожденными аномалиями, а элементарной педагогической запущенностью. Монтессори начала заниматься с детьми, обеспечивая их развивающими игрушками по методу Фребеля, и вскоре стала замечать разительные перемены в своих учениках. У детей, не видевших ничего, кроме серой больничной палаты, появился интерес к жизни, они с радостью постигали азы счета и письма. Вскоре Марии Монтессори представился шанс блеснуть перед высоким начальством. В 1898 году она прочла лекцию на педагогическом конгрессе в Турине, причем среди слушателей был министр просвещения Италии. Вскоре после лекции Монтессори была назначена директором школы для умственно отсталых. Теперь в ее распоряжении были дети дошкольного возраста, которых нужно было подготовить к поступлению в нормальную школу. То, что произошло в дальнейшем, было названо "чудом Монтессори". Ее воспитанники, достигнув восьмилетнего возраста, сдавали экзамен, демонстрируя владение навыками письма и счета наравне с детьми, которые никогда не считались умственно отсталыми, и при этом показывали лучшие результаты.

Розовая башня МонтессориС тех пор слава Марии Монтессори неуклонно росла. В 1907 году она основала школу, которая обучала детей по ее методе, причем на этот раз ее воспитанниками стали вполне здоровые дети. Монтессори широко использовала развивающие игры и наглядные пособия. В процессе игры дети учились азам личной гигиены и самообслуживания. В игру превращалось все, от завязывания шнурков на ботинках до мытья посуды, так что дети становились самостоятельными и чистоплотными без всякого принуждения со стороны взрослых. Монтессори осознала, что ребенок идет к знаниям своеобразным путем, отличающимся от того, по которому следуют взрослые, и поняла, что, вместо того чтобы мучить школьников занудными лекциями, им нужно просто дать возможность поиграть.

Принципы методики Монтессори

В чем же заключаются принципы методики Монтессори? На примерах из собственной педагогической практики Мария доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. Ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

На занятиях МонтессориМ. Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палочки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки, положи их в беспорядке, могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям. Мария вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия в которых порядок прост и естественен. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: “Взял, поработал, положи на место”.

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по - другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.

М.Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так от 0 до 6 лет в несколько этапов проходит развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде восприятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени (запускаются “внутренние часы” ребенка) и во взаимодействиях со взрослыми. Для малыша важно находить вещи в установленном месте, даже если он их и раскидал накануне.

Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя дать ребенку материалы и возможности для познания мира, уменьшенную безопасную модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, это не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.

Удивительно, но если учитель делает все правильно и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать “уголек” в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

Сама Мария пишет: “Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая “бездеятельность” - знак успеха”. Главная задача взрослого помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на развитие.

Некоторые мифы о методике Монтессори

Миф первый: Монтессори-педагогика предназначена для детей с отклонениями в умственном развитии. Действительно, Мария Монтессори начинала работать с детьми-олигофренами. Они побудили ее изобрести специальные дидактические материалы – очень красивые разнообразные предметы, манипулируя которыми, дети в течение года достигли уровня нормально развивающихся ровесников. И тогда Монтессори задумалась: что же за этот год смогут сделать для своего развития обычные, здоровые дети, если им предоставить возможность выбора и самостоятельности?

Миф второй: это иностранная методика, которая не может эффективно осуществляться в России. Ценность Монтессори-метода как раз и состоит в том, что его легко транслировать из одной культуры в другую. Потому что он опирается на базовые потребности ребенка, не зависящие от национальных различий. В какой бы стране мира мы ни оказались, Монтессори-класс всегда узнаваем. И в японской, и в русской Монтессори-школах обязательно есть материалы, обучающие детей пользоваться столовыми приборами. При этом русский ребенок будет оперировать ложкой, а японский – палочками, действуя в рамках своей культуры. Но с одинаковым рвением они будут выстраивать друг за другом кубики розовой башни – одного из классических Монтессори-материалов.

Миф третий: среда Монтессори-класса искусственная, не имеющая ничего общего с реальной жизнью, ожидающей ребенка, дети растут в тепличных условиях помощи и поддержки. Наоборот, в обычном детском саду и начальной школе ребенок манипулирует с игрушечными моделями реальных предметов и учится через игровые ситуации. А в Монтессори-школе он чистит настоящие ботинки настоящим кремом, гладит настоящее белье горячим утюгом, ставит опыты в настоящей лаборатории и печатает настоящие сборники собственных текстов. А что касается тепличных условий, в некотором роде это действительно так. Но разве это плохой опыт – опыт любви, принятия и понимания? Возможно, именно он спасет человека во времена отчаяния и жизненных трудностей.

Миф четвертый, противоречивый: с одной стороны, Монтессори-дети ведут себя слишком правильно, это похоже на специальное натаскивание. Но, с другой стороны, говорят, что в Монтессори-школах полная свобода, почти анархия. Свобода и дисциплина были для Марии Монтессори взаимосвязанными понятиями. Она формулировала эту связку так – “свобода-в-дисциплине”. Можно все, что не вредит здоровью и независимости окружающих. В этих пределах ребенок волен выбирать, что, как долго и с кем он будет делать.



Вам понравилась статья? Вы можете добавить ее в свои закладки Сохранить страницу на сервисе закладок Bobrdobr.Ru!    



Подпишитесь на нашу рассылку:
Рассылки@Mail.ru
Смышленый малыш
Контактная информация: smaslovskaja@mail.ru